Опубликовано: 15.06.2023
Европейский парламент принял Закон об искусственном интеллекте, первый в мире закон, регулирующий искусственный интеллект (ИИ) на основе его способности причинять вред.
Европейский закон об искусственном интеллекте направлен в первую очередь на усиление правил качества данных, прозрачности, человеческого надзора и подотчетности. В центре внимания также находятся этические вопросы и проблемы внедрения ИИ в различных секторах, от здравоохранения и образования до энергетики и финансов.
Депутаты Европарламента начали обсуждение предложения по Закону об ИИ, который изначально был разработан Европейской комиссией, еще в апреле 2021 года. После 3300 поправок и многочисленных переговоров и компромиссов подавляющим большинством голосов были приняты правила разработки и использования искусственного интеллекта. большинство в 499 голосов за, 28 против и 93 воздержавшихся.
Первый вопрос, на который «спотыкались» представители, был, по-видимому, самым простым — как определить искусственный интеллект? Если они определяют это узко, они рискуют тем, что системы, причиняющие вред, в конечном итоге выйдут за рамки регулирования. И если они примут широкое определение, есть опасность, что закон будет включать большое количество систем и задушит инновации в Европе.
Наконец, они определили ИИ как систему, которая «предназначена для работы с различными уровнями автономии и которая может для явных или неявных целей генерировать такие результаты, как прогнозы, рекомендации или решения, влияющие на физическую или виртуальную среду». Это определение ближе к определению ОЭСР, чем к первоначальному определению Комиссии, которое подверглось критике как слишком широкое.
Краеугольным камнем Закона об искусственном интеллекте является система классификации, которая определяет уровень риска, который технология искусственного интеллекта может представлять для здоровья и безопасности или основных прав граждан.
Классификация включает четыре уровня риска – неприемлемый, высокий, ограниченный и минимальный.
Системы, которые считаются представляющими неприемлемый риск, включают систему социального подсчета, которую Китай использует для ранжирования своих граждан, и систему биометрической идентификации в реальном времени в общественных местах. Эти системы строго запрещены. Системы искусственного интеллекта с высоким уровнем риска включают автономные транспортные средства, медицинские устройства и системы искусственного интеллекта, используемые для влияния на избирателей и исход выборов. Эти системы разрешены, но должны соответствовать правилам, требующим тщательного тестирования и надлежащей документации по качеству данных. Проще говоря, прежде чем размещать систему искусственного интеллекта с высоким уровнем риска на рынке или вводить ее в эксплуатацию в ЕС, компании должны провести предварительную «оценку соответствия» и выполнить длинный список требований для обеспечения безопасности системы. Системы искусственного интеллекта с ограниченным и минимальным риском могут использоваться с обязательствами по обеспечению прозрачности. Это приложения, которые мы уже широко используем в повседневной жизни, такие как спам-фильтр или видеоигра с поддержкой ИИ.
Эти четыре классификации были предложены Комиссией два года назад. Проблема возникла, когда появился ChatGPT. Этот тип искусственного интеллекта — генеративный ИИ на основе больших языковых моделей — имеет не только одну цель — люди могут использовать его для написания за них домашних заданий, но и для создания поддельных отчетов. Европейскому парламенту пришлось вернуться к истокам и найти решение, как регулировать генеративный ИИ. Парламентарии решили сохранить понятие «искусственный интеллект общего назначения», которое определяется как «система искусственного интеллекта, которую можно использовать и адаптировать для широкого круга приложений, для которых она не была преднамеренно и специально разработана». Кроме того, они решили ввести конкретные обязательства для «основных моделей», которые они определили как «модели искусственного интеллекта, которые обучаются на больших данных и могут быть адаптированы для широкого круга различных задач».
Поставщики базовых моделей должны будут оценить и снизить возможные риски (для здоровья, безопасности, основных прав, окружающей среды, демократии и верховенства закона) и зарегистрировать свои модели в базе данных ЕС перед выходом на рынок ЕС. Системы генеративного ИИ, основанные на таких моделях, такие как ChatGPT, должны будут соответствовать требованиям прозрачности, т. е. они должны будут четко раскрывать, что контент генерируется искусственным интеллектом, и обеспечивать защиту от создания нелегального контента. Кроме того, такие компании, как OpenAI, также должны будут публично раскрывать, какие материалы, защищенные авторским правом, они использовали для обучения своих моделей ИИ.
В закон об ИИ парламент ЕС включил общие принципы прозрачности и конфиденциальности, которых должны придерживаться как поставщики ИИ, так и пользователи, будь то юридические или физические лица, использующие системы искусственного интеллекта в профессиональных целях, например государственные органы. властями, банками или супермаркетами.
Если они не соблюдают закон об ИИ, компании могут быть оштрафованы на сумму до 40 миллионов евро или до семи процентов годового оборота (в зависимости от того, что больше) или их могут выгнать с европейского рынка. Депутаты Европарламента надеются, что европейские правила в отношении искусственного интеллекта будут способствовать так называемому «Эффект Брюсселя», согласно которому компании, работающие по всему миру, согласовываются со стандартами ЕС, чтобы снизить затраты, которые им пришлось бы нести, чтобы соответствовать различным режимам регулирования. Компании вряд ли создадут отдельного чат-бота с искусственным интеллектом для посетителей из Европы или откажут европейцам в доступе к своему чат-боту или веб-сайту, учитывая, что на едином рынке ЕС насчитывается около 500 миллионов потребителей, а экономика оценивается в 15 триллионов евро.
«Закон об искусственном интеллекте установит мировой стандарт в области разработки и управления искусственным интеллектом, гарантируя, что эта технология, которая радикально изменит наши общества благодаря огромным преимуществам, которые она может предложить, будет разрабатываться и использоваться в соответствии с европейскими ценностями. демократии, основных прав и верховенства закона», — заявил содокладчик Драгош Тудораче после голосования.
Закон ЕС об искусственном интеллекте вряд ли вступит в силу до 2025 года или даже позже, в зависимости от того, дадут ли законодатели компаниям год или два на соблюдение требований до того, как вступит в силу закон. В течение этого времени компании должны подготовиться к соблюдению регламента, а государства-члены должны подготовиться к внедрению правил. Подобно GDPR, вступившему в силу в 2018 году, с которым государства-члены все еще борются, то же самое, вероятно, будет и в случае с законом об ИИ. А именно, не все государства-члены одинаково готовы регулировать такую сложную технологию, как ИИ. Согласно Индексу цифровой экономики и общества (DESI) за 2022 год, около девяти процентов компаний в Хорватии используют технологии ИИ, что немного выше, чем в среднем по Европе. Как убедить экспертов по искусственному интеллекту работать в государственном секторе и как найти специалистов станет одной из главных проблем для Хорватии, когда дело дойдет до применения законов об искусственном интеллекте.